+7 727 344 10 10
Статьи

БИЗНЕС ГОРОДА: КАК ЭТО РАБОТАЕТ.

Опубликовано: 2016-01-12 00:00:00

Выбросы в атмосферу выхлопных газов почти в четыре раза превышают остальные источники загрязнения воздушного бассейна Алматы. Вопросы снижения вредных выбросов заставили обратиться к альтернативным источникам энергии, а также к использованию газового оборудования в автомобилях, что значительно улучшит экологию и принесет ощутимую экономию автолюбителям. О преимуществах автомобилей, использующих газ, рассказал заместитель генерального директора СП ТОО «АвтоГазАлматы» Ким Санг Су.

– Если мы озабочены экологической ситуацией, то замечу, что лучше и чище электородвигателя пока ничего не изобретено.
– Это тоже спорный вопрос ввиду того, что производство электроэнергии в Казахстане осуществляется на 70% за счет тепловых станций, сжигающих каменный и бурый угли, таким образом, так называемая «чистая» электроэнергия производится посредством гигантских выбросов золы, окислов углерода, азота и других вредных веществ в атмосферу. Основные три ГРЭС, использующие высокозольные Экибастузские угли, находятся в Экибастузе и Аксу (до 40% зольности, несгораемых остатков). Поэтому электроэнергию Казахстана нельзя назвать экологически чистой. Действительно чистой энергией является природный газ. В Алматы миллион автотранспортных средств, извините, троллейбусов и трамваев среди них едва ли пятьдесят единиц. А автомобилей с ДВС, и от них не готов отказаться никто, – более 700 тысяч единиц. Перевести их на газовое оборудование – вопрос нескольких ближайших лет. 

СУГ против КПГ
Для начала справка: СУГ – это сжиженный углеводородный газ, он состоит из пропана и бутана; КПГ – компримированный природный газ.
Согласно анализу Между­народного энергетического агентства (МЭА) работающий на КПГ автомобиль среднего класса сегодня создает на треть меньше выбросов, чем его аналог с ископаемым топливом. 
Простой расчет показывает, что разница в цене на автомобиль с СУГ (при условии, что большинство поездок осуществляется на газе) окупается за год-полтора. 
Можно упрекнуть СУГ в вялой реакции двигателя, который пробуждается только на двух тысячах оборотов. 
Это доказывает и мировая практика: СУГ устанавливается в подавляющем большинстве на легковой или малотоннажный транспорт.
1 литр бензина = 1,19 литра СУГ 
1 литр дизельного топлива = 1,3 литра СУГ. 
– Что, ж, думаю, в общем, понятно всем и каждому. А что такое КПГ в сравнении с СУГ? 
– Компримированный природный газ – это сжатый природный газ с содержанием метана не менее 85 процентов. В баке автомобиля газ находится под давлением 200 бар. Энергетическая плотность природного газа в нормальных условиях является низкой по сравнению с жидким топливом. С точки зрения бе­зопасности это большое преимущество – при утечке сжатый газ рассеивается в атмосфере, т.к. он легче воздуха, выбросы КПГ по угарному газу меньше до 99%, углекислого газа – на 25%, оксида азота – на 25%, неметановых углеводородов – до 75%. Это имеет огромное значение, учитывая специфические природные и климатические особенности расположения Алматы, способствующие образованию безветрия, туманов и приземных инверсий, которые затрудняют рассеивание вредных веществ в пространстве. Прежними экологическими исследованиями установлено, что до 90% продуктов загрязнения воздуха в приземном слое мегаполиса составляют выбросы автотранспортных средств, из-за чего по заболеваниям органов дыхания наши жители находятся на первом месте в республике. Природный газ нетоксичен. При сгорании метан разлагается на воду и углекислый газ. Октановое число 106-115. Иными словами, КПГ – безопаснее и экологичнее, чем СУГ.
Согласно прогнозам, запасов природного газа хватит примерно на 60 лет. Это также одна из причин, по которым автомобилестроительные компании стремятся увеличивать объемы выпуска автомобилей на КПГ. При исчерпании запасов природного газа его можно заменить биометаном, производимым из биогаза. Поэтому КПГ относят к возобновляемым природным ресурсам, а углеводородный газ считается ископаемым видом топлива. 
– Однако сейчас, как я знаю, автомобили заправляются и тем и другим видом топлива. А если кто-то перепутает и в бак с СУГ добавит КПГ? Ведь машину разнесет в пух и прах.
– Нет риска перепутать СУГ с КПГ, т.к. у заправочных пистолетов разные размеры и форма. Но главное, так сказать, экономическое сравнение здесь выражается следующим образом: по каллорийности 1 литр бензина = 0,92м3КПГ, 1 литр дизельного топлива = 1м3 КПГ. 
Или другими словами, расход КПГ на преодоление одного и того же расстояния равен расходу традиционного топлива при меньшей стоимости.
Преимущества очевидны: доступность сырья и относительно невысокие энергозатраты на производство топлива. Как следствие – довольно низкая себестоимость в сравнении с другими альтернативами.
 
 Кто за газ – приезжайте
– На какие автомобили можно установить газобаллонное оборудование (ГБО)?
– Да практически на любые автотранспортные средства, работающие на бензине или дизельном топливе.
– Из чего складывается стоимость ГБО?
– Это зависит от выбора оборудования и конкретной марки и модели машины. Метан относится к дешевому и экономичному топливу, но установка оборудования на метане обойдется дороже, чем стоимость переоборудования автотранспорта на СУГ. Газомоторное топливо стоит значительно дешевле бензина или дизеля. Перевод автомобильной техники на газ, особенно общественного и грузового транспорта, сокращает стоимость автоперевозок и снижает издержки во всех отраслях экономики и социальной сфере.
– Сколько требуется времени для переоборудования автомобиля под газовое топливо?
– Подобная процедура занимает от нескольких часов до одного дня.
Важно отметить, что после переоборудования автомобиль становится битопливным, то есть его двигатель может работать как на метане, так и на бензине. И если по каким-либо причинам водитель не имеет возможности заправиться КПГ, он всегда сможет наполнить бак традиционным видом топлива. При этом гарантия на газобаллонное оборудование дается, как правило, на один год. Некоторые производители могут увеличить гарантийный срок до 1,5 – 2 лет.
– Насколько безопасно газовое оборудование? Зафиксированы ли такие моменты, как утечка газа, взрывы, в том числе и при ДТП?
– Я несколько выше уже пояснял, что использование КПГ значительно безопаснее в сравнении с СУГ. Но ввиду серьезности вопроса повторю: плотность газа меньше, чем у воздуха или, другими словами, он улетучивается, газ находится в баллоне, стенки которого выдерживают рабочее давление 200 кгс/кв. см (давление на разрушение составляет свыше 400 кг/кв. см), что исключает возможность взрыва даже при серьезной аварии. Кроме того, на случай повреждения газопровода, отводящего газ к двигателю, арматура баллона снабжена автоматическим устройством, устраняющим утечку газа.
– Например, у меня новый автомобиль, состоящий на гарантийном обслуживании в Тойота-центре. Сохранится ли гарантия после его перевода на газ?
– Если переоборудование автомобиля осуществляется у официального дилера или в сертифицированном производителем центре, то гарантия сохраняется (в зависимости от условий производителя и автодилера).
– И все-таки какой газ предпочтительнее? 
– Метан в отличие от СУГ (пропан-бутана) более безопасен и коммерчески эффективен. Расход топлива на 100 км пробега на метане на 20% ниже по сравнению с пропаном. КПГ, т.е. метан, безопаснее – он легче воздуха и сразу улетучивается, а пропан-бутан, в свою очередь, стелется под автомобилем, создавая условия для воспламенения и взрыва. Качество топлива КПГ выше, поскольку природный газ содержит значительно меньшее количество примесей и его состав не может варьироваться так, как варьируется состав пропан-бутановых смесей. Например, при большом содержании бутана автомобиль может не завестись при низких температурах.
– Не вредит ли газовое топливо двигателю?
– В выхлопных газах автомобиля, работающего на КПГ, содержится примерно в пять раз меньше вредных веществ, чем в выхлопных газах автомобиля с бензиновым двигателем.
Газ не образует отложений в топливной системе, поэтому срок эксплуатации двигателя увеличивается в полтора-два раза.
У КПГ нет примесей, как в бензине, поэтому моторное масло остается чистым и снижается осадок вредных веществ на механизмах.
– Как меняются характеристики двигателя, когда он работает на газе?
– Автомобиль с заводским метановым оборудованием едет лучше на метане, чем на бензине, хотя у этих автомобилей и предусмотрен топливный бак для жидкого моторного топлива (бензина или дизеля) объемом 15–30 л. Вредных выбросов в 4–5 раз меньше, чем при использовании бензина, за счет отсутствия выделения тяжелых металлов и окиси углерода. Также уменьшается шумность двигателя, работающего на КПГ, по сравнению с бензином и тем более с дизелем.
– Сколько КПГ потребляет средняя легковушка с установленным ГБО? Вы можете сделать ценовой анализ?
– Экономия затрат на топливо при использовании КПГ по сравнению с жидким моторным топливом в среднем составляет 40 процентов. В среднем легковой автомобиль расходует 9 кубометров КПГ на 100 км. Стоимость кубического метра составляет 59 тенге. По некоторым подсчетам, на каждые 100 км водитель легкового автомобиля, работающего на газомоторном топливе, экономит более 1000 тенге, водитель автобуса или грузового автомобиля – 1410 тенге.
– В чем же задержка с переоборудованием? Не идут на это сами автовладельцы или ставятся препоны на административном уровне?
– Основной проблемой развития КПГ является неразвитая сеть АГНКС и отсутствие мер государственной поддержки. К примеру, если ввести запрет на использование дизельного транспорта в Алматы и природоохранных зонах, это даст мощный стимул для перевода дизельного транспорта на КПГ, который является основным загрязнителем воздушного бассейна.
Например в Республике Кореяработают следующие меры по развитию строительства НГНКС:
Дотации из бюджета:
- кредит с низкой ставкой вознаграждения 4~5 процентов до 640 тыс. долл.США на 1 компрессор на 15 лет с льготным периодом на первые 5 лет;
- налоговые вычеты из КПН в размере до трех  процентов от суммы инвестиций;
- компенсация минимального количества объема реализации в день (в зависимости от проектной мощности АГНКС)
- применением промышленных тарифов электроэнергии к АГНКС;
Для перевозчиков предоставляются льготы:
- Дотация из бюджета на покрытие части стоимости автомобилей;
- Освобождение от налога на приобретение автобуса;
- Освобожение от НДС;
- При покупке автотранспорта на КПГ с использованием заемных средств, государство компенсирует часть вознаграждения банка;
- Дотация на покупку КПГ для данного авто;
- Полное освобождение от налога на выброс вредных веществ с автомобиля.
Василий ШУПЕЙКИН